вторник, 20 октября 2009 г.

Вклад Протвино в «интеллект будущего»


16 апреля 2009 г. были подведены итоги VII научно-практической конференции учащихся 1-11 классов г. Протвино. Конференция проходила по секциям математики, информатики, химии, биологии и экологии, истории, литературы, иностранных языков, географии, русского языка, экологии, физкультуры, а также МХК, ИЗО и музыки.

По данным отдела образования Администрации г. Протвино, среди участников целых 43 первых мест, 57 – вторых, 39 – третьих. Всего участников было 182 человека, из них 43 человека были отмечены дипломами 43 лауреатов. Наибольшее количество призовых мест занял МОУ «Лицей» (39 работ). Гимназии принадлежит 31 призовое место, школе №3 – 27, школе №1 – 22 и лицею №2 – 20 . Самый большой интерес участников конференции сконцентрировался в секции «биология и экология». Заметим, как это точно попадает в концепцию Протвино как «города в лесу»! На торжественной части конференции присутствовали новый Глава города, А. В. Баженов, и ведущий ученый Протвино, С.С. Герштейн, улыбки восхищения и умиления не сходили с их лиц.

Система образования в Протвино развита удивительно хорошо. Конечно, не то чтобы не над чем было работать – еще много требуется изменений для того, чтобы дети чувствовали, что у них есть свой мир, в котором они могут пробовать свои силы в жизни, учиться не чисто теории, но и практике, заниматься «жизнетворчеством» и иметь большие возможности для самовыражения и проявления и раскрытия своих талантов. И прежде всего тут необходима работа разработчиков образовательных программ, методистов, но также и общественных деятелей и даже политических стратегов. И конечно, никуда не деться без огромных инвестиций, которые должны быть вложены в образование и даже скорее в целый новый «ДЕТСКИЙ МИР», потому что пока справедливое выражение «молодежь – наше будущее» остается во многом лишь квинтэссенцией эмоционального состояния общества, но никак не стратегией развития страны, мира…

В нашем обществе существует два наименее защищенных возрастных слоя: дети и старики. И те и другие далеко не всегда имеют возможность жить, используя весь свой потенциал, на благо себе, своей семье и обществу – в основном они лишь готовятся: первые готовятся стать взрослыми, вторые – к смерти. И звучит это страшно и нелепо, к тому же, несправедливо: ведь ни один возраст не придуман зря, а получается

Наши пенсионеры очень дееспособные люди и главное – они обладают огромным запасом знаний и опыта, который хотят передать молодому и неопытному поколению. Часто встречали на улицах бабушек, которые поучают детей или даже взрослых людей, как надо жить? Ведь это не случайно! Эти люди находятся в таком возрасте, когда самое лучшее, что они могут дать обществу – это учить и воспитывать! Так и надо дать им возможность учить и воспитывать тех, кто в этом так нуждается – наших детей. И в старину так было. И до сих пор так и есть в восточных странах, где всегда был и по-прежнему остается в почете институт семьи. Так устроена наша жизнь, характер которой проистекает из законов самой природы. Считается, что детородный возраст приходится на 20-40 лет, но и работать и совершенствоваться личностно тоже нужно и удается лучше всего именно в этом возрасте. А кто будет воспитывать ребенка? Конечно, находятся родители, которые занимаются только детьми, но и они утверждают, что, начиная с 7 лет надо бы передавать детей «бабке», как раньше поступали на Руси с князьями.

Глядя на то, как устроена жизнь в нашем обществе, в отношении детей и стариков, покажется, что мудрость эта глубоко где-то зарыта. Однако если послушать самих матерей, учителей и детей, если обратиться к истории, мы увидим, что знание о том, как должно быть «заведено», живо…

На прошедшей конференции об этом поведала одна из самых маленьких участниц конференции, ученица 2 класса МОУ «Лицей», 6-летняя Маша Боровик. Под чутким руководством учительницы Марины Николаевны Губиной и, конечно же, при неутомимой поддержке мамы Маши, Ирины Артуровны Боровик, эта девочка исследовала «бабушкины сказки как источник развития литературно-творческих способностей детей».

В работе была поставлена проблема: почему современное поколение так мало знает сказок? В ходе исследования стало ясно, что современные городские бабушки моложе прежних и поэтому слишком заняты, чтобы рассказывать сказки своим внукам; деревенские бабушки по-прежнему влияют на воспитание своих внучат сказками, пословицами и поговорками. Было проанкетировано 73 человека, использованы данные из экспедиции по Пинежью (Архангельская обл.), проходившей в 2000 году под руководством О.А. Сухих.

В результате проведенной работы, были сделаны следующие выводы:

1. Творческие способности писателей – таких, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С. Есенин – формировались с детства под влиянием их бабушек и нянь;

2. Бабушка (даже если современная) – «главная хранительница источника, имя которому сказка. Напиться из этого источника – значит стать богаче и мудрее, значит ощутить себя частью своего народа, его истории и культуры. Счастливы те люди, у которых в детстве есть бабушкины сказки!»

Также выяснилось, что некоторые дети и родители сами сочиняют сказки. А проведение данного исследования побудило его автора и участников анкетирования к писательской деятельности.

Маша Боровик, несмотря на свой 6-летний жизненный стаж, является неоднократной лауреаткой и победительницей конкурсов по самым разным направлениям, которые проводит Малая академия наук г. Обнинск, в рамках программы «Интеллект будущего». Маше, как и ее одноклассникам, очень повезло с классным руководителем, Мариной Николаевной Губиной, которая талантливо и самоотверженно занимается с детьми. Она сама придумывает настолько интересные методики преподавания, что родители, которые успели с ней познакомиться, стремятся отдать своих детей именно в ее класс. А Маша Боровик вообще стала настоящим «гносеоманом» (человеком, который фанатически испытывает тягу к знаниям), ходит на все факультативы, по собственному желанию.

Ирина Артуровна (мама Маши) говорит, что учиться у Марины Николаевны действительно очень интересно, но это не одно удовольствие, но и большая работа. И она, как мать, желающая своей дочери быть на гребне волны, конечно, ценит такой подход. Про подготовку к конференциям и конкурсам она говорит так: «Это такой мощный конгломерат: родитель – ребенок – ученик». Марина Николаевна очень требовательна к своим ученикам: конкурсные работы и исследования для прошедшей конференции прошли многократную доработку, прежде чем заслужить окончательное ее одобрение. Приятно удивляет сама схема работы: это действительно целое исследование, которое под силу и первокласснику, при условии, что его ведет учитель и поддерживает родитель.

Друзья Маши тоже представили интереснейшие работы. София Турик провела исследование современных ранцев, выяснив, что только у одного человека из двадцати шести сам портфель соответствует нормам СанПиНа. Однако когда София попросила всех ребят достать содержимое портфельчиков и вместе с учительницей проанализировала его, выяснилось, что если убрать все лишнее (игрушки, журналы и др. вещи), вес ранца, вместе с содержимым, составляет норму уже у одиннадцати детей из двадцати шести.

Из исследования «Школьный ранец» Софии Турик, 2 класс, МОУ «Лицей»; руководитель М.Н. Губина:

Поставленная проблема: слишком тяжелые портфели – портят осанку, физически изматывают детей. Рекомендации по решению этой проблемы, относящиеся к родителям, работникам администрации школ, детям:

1. родители должны покупать «правильные» ранцы своим детям, то есть весом не более 0,6 кг, с 3 и более внутренними карманами и 3 и более отделениями, с регулируемыми ремнями шириной 3,5 – 4 см;

2. расписание необходимо составлять так, чтобы количество учебников, которые соответствуют предметам, равномерно распределять на всю неделю;

3. детям советуем не брать лишние вещи, а тем, у кого масса тела слишком мала, рекомендуем укреплять мышечную массу.

Пожелания: создать индивидуальные шкафчики учеников в коридорах для хранения их учебных принадлежностей или/и закупать для школ вторые экземпляры учебников, чтобы ученикам не нужно было носить с собой все книги.

Алина Калинина представила на конференции интересную работу «Памятник белому гусю», которая явилась исследованием образа гуся в детской художественной литературе и своеобразной презентацией собственноручно созданного девочкой и ее родителями небольшого памятника белому гусю. Перелопатив кучу литературы про гусей, Алина выяснила, что гуси в качестве героев сказок, бывают как веселыми, задорными, добрыми, отзывчивыми и мудрыми, так и агрессивными, крикливыми, гордыми, хвастливыми и заносчивыми. В своей работе Алина пишет так: «Впервые мысль о памятнике возникла у меня, когда автор любуется птицей и ему кажется, будто гусь «высечен из глыбы рафинада» (здесь Алина рассказывает о своих впечатлениях после прочтения сказки Е. Носова «Белый гусь»).

Одним из самых интересных исследований, представленных старшеклассниками, пожалуй, стала работа учеников 11 «А» класса, Гришина Андрея и Лебедевой Анны: «Холодное оружие в Средние века». Ребята не только изучили досконально само оружие и средневековую военную стратегию, но и научились делать самостоятельно доспехи. Правда, последнее началось гораздо раньше, чем возникла конференция. Изготовление доспехов и обучение историческому фехтованию – это прерогатива участников клуба исторического фехтования и реконструкции «Доблесть», тренировки в котором проходят по четвергам в пристройке бывшего магазина «Юбилейный». Доспехи Андрей делает и себе, и друзьям, на заказ. Для него это прежде всего любимое хобби – фехтование, ролевые игры, изготовление доспехов. По словам Андрея, это отдельный мир, особая реальность, в которой хорошо отдыхать и учиться. Участники клуба периодически проводят показательные семинары для школьников младших классов, на которых рассказывают о Средних веках, оружии и доспехах, демонстрируют навыки фехтования и дают юным ученикам попробовать удар меча по доспехам. Этот клуб – часть большого движения, распространившегося по всей территории России и даже за рубежом. Присоединиться к нему может каждый, кто хотел бы узнать, что такое средние века и поединки на мечах. Что же до исследования в рамках конференции, тема оказалась настолько интересной, что ребят попросили выступить на торжественном награждении в Музыкальной школе с небольшим докладом о холодном оружии в средние века. Там же Андрей и Анна показали свое мастерство в небольшом поединке на мечах. На них были доспехи, и мечи оглушали современных зрителей средневековым звоном железа.

Подводя итоги, отметим, что наибольший интерес учащихся жителей Протвино сконцентрирован в секции биологии и экологии. Думаю, этот факт – отличный повод для всех протвинцев, и в первую очередь сотрудников Администрации и депутатов, задуматься еще серьезнее над тем, что город Протвино действительно обладает всеми условиями для создания питомников, дендрариев, заказников и биолого-экологических лабораторий, пусть и на базе школ – не стоит недооценивать возможности молодежи в этом направлении.

VII научно-практическая конференция учащихся 1-11 классов показала, что в нашем городе образование представлено на высоком уровне. Учителя отмечают повышение компьютерной грамотности и развитие исследовательского уклона у учащихся. И это отлично укладывается в концепцию развития Протвино как наукограда. Удачи, Протвино!

Надежда Некрасова

Фото автора

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Я с инетересом прочитала про образование в Протвино. Это Так радует, что Протвино действительно может гордиться своей начальной ( и не только) школой. Чувство глубокого удовлетворения за свой
город приятно наполнило меня,.... Для меня это очень злободневная тема дня - образование наших детей.
Я же тоже мама, и сынок растёт оооочень быстро. Нам тоже пора скоро в школу. А сейчас выбрать и определиться с конкретной школой -
огромная головная боль для всех родителей. в любом городе это большая проблема. А я знаю, что если мы будем в России, то мой сынишка пойдёт в НАШ
Лицей. Я уже это продумала, обговорила. Я сейчас далеко, и уже
довольно-таки давно далеко. Мой дом становится понятием каким-то уж
слишком размытым последнее время... Но находясь так далеко, тут. в совсем другом мире, в совсем другой, полной событий и встреч, жизни, я совершенно ясно осознала, что у меня есть мой ДОМ, в который я хочу и всегда смогу вернуться, настоящий ДОМ. мой родной дом, моё Протвино.
И смысл этого не только в том, что я там выросла, что родилась, вышла
замуж, родила, не в том, что там живут мои родители, хотя это тоже
важно. Но самое важно, что я всё ещё могу и хочу туда вернуться, чтобы продолжить жизнь, что там я могу дать образование и хорошее правильное развитие (во многих смыслах) своему ребёнку, что я могу начать его будущее там, что мой ДОМ может ещё многое мне дать. У меня есть место, в которое я всегда смогу вернуться, которое меня поддержит, поможет продложить и наладить жизнь....
Я часто так
думала о том, КАК я буду уезжать и моего нынешнего места проживания, что это обернётся трагедией для меня на какое-то время. Но сейчас я не волнуюсь ни капельки, хотя знаю, что будет больно. Не волнуюсь, потому что мне
есть куда возвращаться, мне есть, что делать дальше, у меня есть мой
ДОМ, и всегда будет. Это бесконечно важное чувство у меня появилось совсем недавно. Нет, оно скорее всего было всегда, но осознала чётко я это недавно, находясь далеко. Это место мне очень много дало, оно меня
вырастило, это правда...

Анонимный комментирует...

привет, Мне нравится эта фраза :)